Page 1 Fasebook Group 4 Group 3 Group 8 Group 7 Image 2 Group 34 Group 47 tw vk YouTube

Первые люди на орбите

Проходит всего несколько лет с первых беспилотных стартов, и вот уже первый в иcтории Земли космонавт Юрий Гагарин говорит по-русски «Поехали!» так громко, что эхо до сих пор разносит его голос по планете. Между Востоком и Западом началась космическая гонка, первое место в которой долгие годы занимает СССР. Первый полет человека в космос, первый выход из корабля в безвоздушное пространство (Алексей Леонов), первая женщина (Валентина Терешкова) в космосе, первые групповые полеты и уникальные космические технологии — и все благодаря усилиям многочисленных российских инженеров, конструкторов и ученых.

Блок регенерации воздуха системы кондиционирования и терморегулирования атмосферы космического корабля «Восход». СССР, 1964 г.

Данный блок входил в состав системы, поддерживающей атмосферу внутри корабля в состоянии, пригодном для дыхания. Для этого требовалось отводить из нее избыточную влагу, углекислый газ, а также другие газообразные продукты жизнедеятельности человека. Система корабля «Восход» отличалась большей производительностью, чем в корабле «Восток» (180 литров в минуту против 50), так как в нем находился не один, а три космонавта. Для восполнения концентрации кислорода на корабле имелся запас надперекисей щелочных металлов, которые в реакции с влажным воздухом выделяли кислород и щелочь, в свою очередь, поглощающую избыточный углекислый газ. Для регулировки всего процесса требовалась крупная система с автоматическими клапанами и датчиками, регистрирующими содержание кислорода. Кроме того, во время регенерации отводилась лишь часть влаги, поэтому система оборудовалась дополнительными осушителями на основе силикагеля и активированного угля. Все перечисленные части составляли два единых блока, помимо которых в системе кондиционирования и терморегулирования было еще два: блок контроля параметров воздуха и блок поддержания температуры.

«Спутник-1». Макет, 1957 г.

Знаменитый первый искусственный спутник Земли, он же ПС-1 (простейший спутник 1), был разработан в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»). Проектирование спутника было финальной частью длительного и трудоемкого процесса по созданию и отладке первой в мире ракеты-носителя, способной вывести объект на околоземную орбиту. Такая ракета, носившая имя Р-7, была спроектирована и испытана в заводских условиях в 1955–1956 годах, лишь после этого был отдан приказ о разработке искусственного спутника. Они велись с ноября 1956 до сентября 1957 года, параллельно с пробными запусками Р-7. После череды неудачных тестовых запусков ракеты 21 августа 1957 года состоялся успешный пуск: ракета стартовала из Казахстана, прошла весь участок полета и упала на полигоне на Камчатке. Как только завершились стендовые испытания «Спутника-1», было принято решение о его запуске. Легендарное событие произошло поздно вечером 4 октября 1957 года. Спутник массой 83,6 килограмма спустя 295 секунд вышел на эллиптическую орбиту и спустя 20 секунд, сразу после отделения от центрального блока, подал позывные, которые на двух частотах могли слышать все радиолюбители на Земле. Запуск первого искусственного спутника Земли положил начало эпохе активного освоения космоса, а дата 4 октября стала памятной для всего мира. Сам «Спутник-1» проработал 92 дня и сгорел в верхних слоях атмосферы. За время работы он сделал почти полторы тысячи витков вокруг Земли и пролетел 60 миллионов километров.

Из собрания ОАО «РКК "Энергия" им. С.П. Королева»

«Спутник-1» и второй искусственный спутник Земли с обтекателем

Второй искусственный спутник Земли (ПС-2) с головным обтекателем. Макет. Масштаб 1:1

Данный космический объект стал знаменит и получил смешанный мировой резонанс, после того как впервые вывел на орбиту Земли живое существо — собаку Лайку. На проектирование «Спутника-2» у конструкторов практически не было времени, так как на фоне успеха первого спутника было решено, что второй будет запущен к годовщине Октябрьской революции — спустя лишь месяц после запуска «Спутника-1». Таким образом, ИСЗ-2 создавался в ускоренном режиме, поэтому был принят ряд противоречивых решений. Для Лайки применили доработанную кабину, построенную для высотных пусков опытных животных по баллистическим траекториям. Радиопередатчик взят от второго летного экземпляра ИСЗ-1. Для передачи научных данных использовался радиотелеметрический комплекс ракеты-носителя, в связи с чем спутник не был отделен от носителя. Несмотря ни на что «Спутник-2» с Лайкой на борту был запущен в ноябре 1957 года. Аппарат успешно достиг орбиты и начал передачу телеметрии. Ученые получали данные о пульсе и частоте дыхания собаки, а также кардиограмму и актограмму – графические данные о движениях животного. Запуск «Спутника-2» продемонстрировал, что живое существо способно пережить перегрузки участка выведения и переход от больших перегрузок к невесомости. Правда, Лайка заплатила за эту информацию своей жизнью – спускаемого аппарата у спутника не было, вернуться на Землю собака не могла.

Из коллекции Политехнического музея

«Спутник-3». Макет, 1958 г.

Создавался в ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия») и был фактически первым спутником, действительно подготовленным для научной работы. «Спутник-1» делали ради самого факта запуска объекта в космос, а «Спутник-2» проектировался впопыхах — к годовщине Октябрьской революции. «Спутник-3» же был значительно крупнее и содержал большое число всевозможных измерительных приборов. На нем были установлены: магнитофон для записи телеметрии, экспериментальные солнечные батареи и работающий от них радиомаяк, а также датчики для регистрации космических лучей, уровня радиации, анализа солнечного излучения и другие.

Запуск «Спутника-3» состоялся 15 мая 1958 года с помощью доработанной ракеты-носителя Р-7: для вывода полезного груза массой 1327 кг понадобилось создание дополнительного ракетного блока. Аппарат успешно вышел на вытянутую эллиптическую орбиту и оставался на ней до 6 апреля 1960 года. По результатам запуска «Спутника-3» создано целое семейство аналогичных аппаратов.

Из собрания ОАО «РКК "Энергия" им. С.П. Королева»

Космический корабль «Восток», 1970 г. Макет. Масштаб 1:3

Разработка первого пилотируемого космического корабля-спутника началась в апреле 1957 года — за несколько месяцев до того, как был запущен первый искусственный спутник Земли. Запускать в космос и успешно выводить аппараты на орбиту научились еще во времена первых спутников, однако наибольшую трудность представлял спуск возвращаемого аппарата с пилотом внутри. Задачу решили наиболее простыми и проверенными средствами. В качестве формы спускаемого аппарата была выбрана сфера, а сам аппарат получил среди конструкторов ласковое название «Шарик». Траектория спуска была баллистической, что гарантировало перегрузки до 8–9g при торможении. Задача выглядела разрешимой при условии, что пилотировать корабль будет подготовленный человек. Расчетная температура при торможении могла достигать 3500 градусов, так что остро встал вопрос о теплозащите. В готовом корабле ее масса составляла более тонны. Для того чтобы гарантировать правильную возвратную траекторию при сходе с орбиты, во время запуска тормозных двигателей корабль должен был быть строго сориентирован относительно Земли. Для этого «Восток» был оборудован автоматической и ручной системами ориентации. До легендарного полета в космос Ю.А. Гагарина состоялось несколько пробных запусков облегченных прототипов корабля «Восток». На них в космос летали в общей сложности 6 собак (в том числе Белка и Стрелка), а также насекомые, растения и грибы. Из пяти запусков удачными были только три, из них два полностью выполнили полетную программу. Всего на кораблях класса «Восток» на орбите побывали 6 космонавтов: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова. Конструкторские решения, использованные при создании «Востока», в дальнейшем применялись при разработке трехместного корабля «Восход», а также многочисленных беспилотных спутников. Эти разработки частично применяются и в современной космонавтике.

Из коллекции Мемориального музея космонавтики

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток-6». 1963 г.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток-6»

Аппарат «Восток-6» пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Дублером выступала Ирина Баяновна Соловьева, а в экипаже поддержки была Валентина Леонидовна Пономарева. Для того чтобы полет прошел максимально комфортно для женщины-пилота, конструкции скафандра и самого корабля претерпели ряд изменений. Запуск состоялся 16 июня 1963 года, а весь полет продлился почти трое суток. Основной задачей миссии была проверка различных режимов радиосвязи, так как во время полета «Востока-6» на орбите также находился «Восток-5» с Валерием Быковским на борту. Пилоты двух кораблей обменивались радиосообщениями с Землей и друг с другом, сравнивая наблюдения в иллюминаторы. Кроме того, оба корабля были оборудованы видеокамерами. Помимо цветной репортажной съемки «глазами космонавтов» велась черно-белая съемка вертикального профиля атмосферы с целью измерения ее яркости. Миссия «Востока-6» стала блестящим завершением этой серии одноместных пилотируемых кораблей, хотя разработки, применявшиеся в нем, использовались и дальше при проектировании многих космических аппаратов.

Из собрания ОАО «РКК "Энергия" им. С.П. Королева»

Спускаемый аппарат космического корабля «Восход-1», 1964 г.

Серия многоместных пилотируемых кораблей «Восход» была создана целиком на базе одноместного «Востока». Но для того чтобы разместить вместо одного сразу трех космонавтов, пришлось значительно пересмотреть интерьер спускаемого аппарата, а также некоторые компоненты системы жизнеобеспечения. Во-первых, конструкторы отказались от громоздкого катапультируемого кресла, которое в «Востоках» использовалось для покидания аппарата на последнем этапе спуска. Было решено, что экипажи «Восходов» будут возвращаться прямо в спускаемом аппарате. Кроме кресла-катапульты пришлось отказаться и от полета в скафандрах, потому что три космонавта в скафандрах не помещались в корабль. Все вместе привело к тому, что «Восходы» были гораздо менее надежны, чем «Восток». В серии «Восход» было совершено всего два пилотируемых полета. Один прошел 12–13 октября 1964 года: на орбиту впервые вышли сразу три космонавта, к тому же без защитных скафандров. Второй запуск состоялся 18 марта 1965 года: тогда в экипаже было два человека — пилот Алексей Архипович Леонов и командир Павел Иванович Беляев. В этом полете состоялся первый в мире выход космонавта в открытый космос: Алексей Леонов провел за пределами корабля 12 минут 9 секунд. Миссия «Восхода-2» была успешной, однако во время ее выполнения произошло в общей сложности семь аварий, в том числе полное отключение автоматики посадки корабля. В итоге, космонавты сходили с орбиты в ручном режиме и приземлились в тайге вдалеке от населенных пунктов. Спасатели прибыли только через двое суток. После этого полета серия пилотируемых кораблей «Восход» была закрыта. На смену «Восходам» пришли более совершенные корабли «Союз» (первый запуск — в апреле 1967 года). Был один беспилотный пуск в 1966 году с собаками Ветерок и Уголек под индексом «Космос-110».

Космическое катапультное кресло КК «Восток», 1961 г.

Космическое катапультное кресло КК «Восток»

Несмотря на то, что корабль «Восток» был первым в мире пилотируемым кораблем, в нем уже применялось множество систем, обеспечивающих необходимую безопасность космонавту в случае аварии. И ключевым элементом в этих системах выступало катапультное кресло. По программе полета оно должно было сработать на последнем этапе спуска, так как для самой капсулы спускаемого аппарата не было предусмотрено мягкой посадки. После отстрела кресла космонавт преодолевал последние километры до Земли на парашюте. Но катапультное кресло было рассчитано и на случай аварии: если в первые 45 секунд после запуска возникали какие-то серьезные неполадки, кресло катапультировалось из спускаемого модуля. С этим были связаны и свои проблемы, так как после кресло становилось неуправляемым, и была большая вероятность приземлиться обратно в район стартового стола, где в этот момент вполне мог бушевать пожар. Поэтому над котлованом возле стартового стола натягивали специальный козырек, а в бункере дежурили спасатели, готовые прийти на помощь «отстрелившемуся» космонавту. В кораблях серии «Союз» система аварийного спасения более совершенна: она в любом случае «отстреливает» весь головной обтекатель, который при помощи небольших двигателей затем отводится в сторону от точки старта. Эта система спасла жизнь космонавтам Владимиру Титову и Геннадию Стрекалову в 1983 году, когда на старте загорелась ракета-носитель «Союз-У».

Из собрания предприятия НПП «Звезда»

Вентиляционный костюм В. Терешковой. 1963 г.

Валентина Владимировна Терешкова совершила единственный полет, который в итоге принес ей звание первой в мире женщины-космонавта. Она пилотировала космический корабль «Восток», полеты в котором предусматривали постоянное ношение герметичного скафандра СК (для Терешковой была разработана специальная версия СК-2), так как при спуске корабля с орбиты космонавт на последнем этапе катапультировался и на Землю спускался с парашютом. Из-за того что скафандр был герметичен, в него была встроена система принудительной вентиляции, обеспечивающая отвод тепла и влаги. Для этого под скафандр надевался вентиляционный костюм, снабженный патрубками ввода и вывода воздуха. Он подключался к насосу и в итоге обеспечивал расход вентилирующего воздуха от 50 до 300 литров в минуту в зависимости от физиологических показателей космонавта.

Из собрания предприятия НПП «Звезда»

Номерной знак Y.G.1. Автомобиль «роллс-ройс» Ю.А. Гагарина, 1961 г.

Про личный автопарк первого космонавта сложено много легенд, для каждой из которых есть свое основание. Но если судить только по достоверным источникам, то личных машин у Гагарина было только две и, кроме них, еще одна служебная. Хорошо известно, что до полета в космос Гагарин никогда не управлял автомобилем — у него не было прав. Экзамен он сдал вскоре после полета, причем в общем потоке и на отметку «отлично». Сразу после этого космонавт получил подарок от правительства: черный автомобиль «Волга» ГАЗ-21 с номерным знаком 78−78 МОД. Второй автомобиль появился у Гагарина после визита во Францию. Тогда на автосалоне, как рассказывают очевидцы, ему очень приглянулась модель Matra-Bonnet Jet VS — небольшое купе массой всего 660 килограммов, — способная разогнаться до 190 километров в час. По приезде в Россию подарочная машина этой модели уже ждала Гагарина: автомобиль был выкрашен в необычный небесно-голубой цвет. Однако по политическим причинам поездки на этой машине крайне не приветствовались, поэтому Гагарин сидел за ее рулем лишь несколько раз. Представленный здесь номерной знак Y.G.1 украшал великолепный автомобиль «роллс-ройс», который возил Гагарина, когда он посещал Англию в июле 1961 года. Согласно сообщениям в британской прессе, номерной знак на автомобиле на самом деле принадлежал певице Яне Гард, чьи английские инициалы совпадали с инициалами Гагарина. Но сам «роллс-ройс» не был подарен советскому космонавту: после визита почетного гостя автомобиль отправился к своему законному владельцу, американцу Дж. Френкелю.

Из собрания ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина»