Page 1 Fasebook Group 4 Group 3 Group 8 Group 7 Image 2 Group 34 Group 47 tw vk YouTube

Life on Orbit

Russian space program continues despite the end of the USSR. Russia has the leading role in building the International Space Station. Russia remains the only country that is launching manned spacecraft to the ISS, and Russian cosmonauts are performing essential actions in repairing the Station and solving urgent technical problems. Space Station is a big system of sophisticated technologies, from the control panel to air generation, showers and lavatory.

Androgynous Peripheral Attach System (APAS) (Production duplicate). USSR, Moscow region, Kaliningrad, 1973

This is the key mechanism used for docking spacecraft in space, for example, for docking additional modules to the space station. It was developed by the design bureau of RSC Energia in the early 1970s. The docking systems are divided into two main classes: the active-passive and universal. In the first case, the two units of the mating ships are not symmetrical, most often one has the shape of a pin, and the other — the cone. Such system is more accurate, but not universal: two spaceships with identical ports (ring-ring or cone-cone) will not be able to dock. To address this shortcoming an androgynous unit was developed: one APAS would always able to dock to another, regardless of whether it is passive or active. For the first time, APAS-75 was used in July 1975 during the test flight of «Soyuz — Apollo». With APAS system the ships successfully mated twice and were docked for almost 47 hours. Later arrived some more sophisticated versions of docking systems — APAS-89 and APAS-95, the latter is still used these days. On the International Space Station, the single docking mechanism is in use that allows the station to dock ships like H-II Transfer Vehicle, Cygnus and Dragon SpaceX.

From the collection of the Polytechnic Museum

«Irtysh-MT» Hypobaric chamber

The development of this chamber started during the preparation of one of the space flights in the All-Union Research and Testing Institute of medical equipment in the early 1970s. The Soviet Union did not have portable hypobaric chambers at that time and they were greatly needed and not only in the space industry. The development of the "Irtysh-MT" chamber finished in 1974. Weighing only 75 kilograms, it could create a positive pressure of up to 1.2 atm, and the oxygen supply was enough for an hour long hypobaric session. Moreover, due to its unique design, which combined hard hemispheres with a soft corrugated wall, the chamber was very easy to transport and could be set up in a matter of minutes. It was actively used during the war in Afghanistan, as well as during rescue operations after the Spitak earthquake in Armenia in 1988. Currently, the updated version of this chamber is used under the name «Irtysh-2MT».

From the collection of NPP «Zvezda»

Shower cabin from Mir Space Station. 1986

An unusual exhibit, which is associated with many myths concerning «how do they do it in space?…». Even basic hygiene procedures are challenging over there, so the primary means of hygiene in space were and still are wet wipes, towels, and a special dry shampoo. However, the 1970s saw the shower cabins functioning in zero gravity (on the «Salyut-6» station). One might ask, where would all the water come from? In fact, you will not need that much water for washing, since in space the water does not drip down like it does on Earth. Inside the cabin, the water gets «caught» and rubbed all over the body, while the cabin provides a flow of air to prevent the liquid from spreading in all directions. According to the astronauts, the most difficult part in the process of taking a shower is the cleaning of the cabin from the dispersed water. Thus, at the «Mir» station the shower was turned into a more comfortable sauna. Curiously, at the International Space Station, both the sauna and the shower cabin were rejected in favor of the traditional wipes.

From the collection of NPP «Zvezda»

«Soyuz TM-14» descent module, 1992

«Soyuz TM-14» descent module

«Soyuz TM-14» delivered the crew of the eleventh mission to the «Mir» space station. The crew consisted of two Russian astronauts Alexander Kaleri and Alexander Viktorenko and the German astronaut Klaus-Dietrich Flade. This flight is notable for being the first since the collapse of the USSR, as well as the first Russian-German mission. The launch and the docking went without accidents. The Russian cosmonauts spent 145 days on the station, and Klaus-Dietrich Flade returned home with the crew of «Soyuz TM-13» eight days after the launch. During the mission, a number of important scientific experiments was carried out: the study of the genome, the growing of ultra-pure crystals and the study of physiological effects of zero gravity. On the way home the crew of "Soyuz TM-14" also included the Frenchman Michel Tognini, who had arrived to «Mir» earlier as part of the twelfth expedition. In general, the landing of «Soyuz TM-14» was a success, but the descent module eventually landed upside down. However, the astronauts were not injured.

From the collection of RSC Energia

Page 1 Fasebook Group 4 Group 3 Group 8 Group 7 Image 2 Group 34 Group 47 tw vk YouTube

Жизнь на орбите

Распад Советского Союза в 1991 не оборвал наш полет, российская космическая программа продолжается. В строительстве Международной космической станции России отведена главная роль — она до сих пор является единственной страной, способной запускать пилотируемые корабли к МКС, а российские космонавты играют ведущую роль в починке станции и решении срочных технических проблем. Космическая станция — это большой комплекс сложнейших технологий, от управления комплексом до регенерации воздуха, душа и туалетов.

Агрегат периферийный андрогинный стыковки (АПАС) (технологический дубликат). СССР, Московская обл., г. Калининград, 1973 г.

Ключевой механизм, использующийся для стыковки космических аппаратов в космосе — например, для пристыковки дополнительных модулей к космической станции. Разработан в конструкторском бюро «Энергия» в начале 1970-х годов. Агрегаты стыковки подразделяются на два основных класса: активно-пассивные и универсальные. В первом случае агрегаты на двух стыкующихся кораблях несимметричны, чаще всего один имеет форму штыря, другой — конуса. Такая система более точна в наведении, но не универсальна: два космических аппарата с одинаковыми (штырь-штырь или конус-конус) агрегатами состыковаться не могут. Для устранения этого недостатка был разработан андрогинный агрегат: один АПАС всегда мог пристыковаться к другому, независимо от того, пассивный он или активный. Впервые АПАС-75 был применен в июле 1975 года во время экспериментального полета «Союз» — «Аполлон». При помощи системы АПАС корабли дважды успешно провели стыковку и в общей сложности находились в состыкованном состоянии почти 47 часов. Позднее появились более совершенные модификации — АПАС-89 и АПАС-95, последняя используется и в настоящее время. На Международной космической станции также используется аналогичная система Единый механизм пристыковки, благодаря которой со станцией стыкуются корабли H-II Transfer Vehicle, Cygnus и Dragon SpaceX.

Из коллекции Политехнического музея

Барокамера «Иртыш-МТ»

Разработка этой камеры стартовала в начале 1970-х годов во Всесоюзном научно-исследовательском и испытательном институте медицинской техники во время подготовки одного из космических полетов. В то время в СССР не было переносных барокамер, а потребность в них была, причем не только в космической отрасли. Создание камеры «Иртыш-МТ» завершилось в 1974 году. При весе всего в 75 килограммов она позволяла создавать избыточное давление до 1,2 атмосферы, а запаса кислорода хватало на часовой баросеанс. При этом за счет уникальной конструкции, сочетавшей жесткие полусферы и мягкую гофрированную стенку, камера была очень легка в транспортировке и разворачивалась на месте за считаные минуты. Ее активно использовали во время военных действий в Афганистане, а также во время спасательных работ после Спитакского землетрясения в Армении в 1988 году. В настоящий момент создана обновленная версия этой барокамеры под названием «Иртыш-2МТ».

Из собрания предприятия НПП «Звезда»

Душевая кабина станции «Мир». 1986 г.

Необычный экспонат, с которым связано много мифов из разряда «а как космонавты…». Даже с базовыми гигиеническими операциями на орбите возникает множество проблем, поэтому основным средством гигиены в космосе были и остаются влажные салфетки, полотенца и специальный сухой шампунь. Тем не менее, еще с 1970-х годов (на станции «Салют-6») появились функционирующие в невесомости душевые кабины. Казалось бы, откуда на космической станции столько воды? На самом деле для мытья ее много и не требуется, так как она не стекает вниз, как на Земле. Воду «ловят» и растирают по всему телу, при этом кабина создает потоки воздуха, чтобы жидкость не разлеталась в стороны. Самым сложной частью принятия душа, по словам космонавтов, является последующая очистка помещения от разлетевшейся воды, поэтому на станции «Мир» душевую кабину переоборудовали в более удобную сауну. Любопытно, что на Международной космической станции и от душа, и от сауны пока отказались и вернулись к влажным салфеткам.

Из собрания предприятия НПП «Звезда»

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-14», 1992 г.

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-14»

«Союз ТМ-14» доставил на орбитальную станцию «Мир» экипаж одиннадцатой миссии, в состав которой входили россияне Александр Викторенко и Александр Калери, а также немец Клаус-Дитрих Фладе. Этот полет примечателен тем, что был первым после распада СССР, а также первым российско-германским полетом. Запуск и стыковка прошли в штатном режиме, российские космонавты провели на станции 145 дней, а Клаус-Дитрих Фладе вернулся на родную планету спустя 8 суток с экипажем корабля «Союз ТМ-13». Во время миссии был выполнен ряд важных научных экспериментов по исследованию генома, выращиванию сверхчистых кристаллов и физиологическому влиянию невесомости. По возвращении в экипаже «Союза ТМ-14» также находился француз Мишель Тонини, прилетевший ранее на «Мир» в составе двенадцатой экспедиции. Посадка «Союза ТМ-14» в целом прошла успешно, однако спускаемый аппарат в итоге приземлился посадочным люком вниз. Космонавты не пострадали.

Из собрания ОАО «РКК "Энергия" им. С.П. Королева»